При поддержке Министерства Культуры РФ

1 июля, 2019

Овации для трансляции

В Липецкой области представили уникальную постановку «Василий Тёркин» Архангельского областного театра драмы имени Михаила Ломоносова

Накануне Дня памяти и скорби в районных домах культуры и на площадке Городища показали видеоверсию спектакля-реконструкции режиссёра Алексея Ермилышева.

В одном строю с Василием Тёркиным

«И с печалью горделивой/ Он начнёт в кругу внучат/ Свой рассказ неторопливый,/ Если слушать захотят», – эти строки Александра Твардовского из поэмы «Василий Тёркин» звучат пророчески. Сегодня особенно важно, чтобы внуки и правнуки наших ветеранов захотели слушать реальные истории о Великой Отечественной войне. Но как это сделать?

Некоторые авторы обращаются к фантастике, отправляя наших современников на семьдесят с лишним лет назад. Режиссёр Алексей Ермилышев пошёл иным путём, в его спектакле «Василий Тёркин» машиной времени становятся старый чердак и потрёпанная «Книга про бойца».

Однако минимализм в реквизитах не мешал постановщику восстановить перед зрителями драматические события военных лет. Ермилышев доказывает – для пронзительной работы не всегда нужны спецэффекты, достаточно таланта актёров, грамотных акцентов и хорошего произведения.

Напомним, судьба поэмы была необычной с самого начала. Семьдесят пять лет назад в газете «Красноармейская правда» впервые опубликована «Книга про бойца». «Окопная правда» сразу полюбилась солдатам. Продолжение поэмы с нетерпением ждали солдаты, автору писали благодарные письма, подсказывали возможные сюжеты, и верили - газетчик подсмотрел своего персонажа «в их роте».

Александр Твардовский вылепил Тёркина из самого фронтового времени. Алексей Ермилышев воскресил его из небытия. Оказалось, что Василий Тёркин по-прежнему близок людям. Этот балагур и весельчак без пафоса рассказывает о горьких и страшных, великих и священных событиях Великой Отечественной войны.

В начале герои спектакля (три юноши и одна девушка) не были готовы к этой правде. Просто они случайно нашли на чердаке старую книгу и шутки ради зачитали её. На первых страницах беззаботные молодые люди в джинсах и кедах смеются над записками бравого солдата. Но чем больше они погружаются в текст, тем серьёзнее становятся. Вот уж точно, «и совсем свои ребята сразу – будто не они». Дальше – надели мальчики шинели и тут же повзрослели, а в финале так и вообще заматерели, пережили, сами переосмыслили старый текст и заставили публику вдуматься в него до самой сокровенной глубины, до донышка.

Полуторачасовая постановка «Василия Тёркина» прошла для зрителей на одном дыхании. Вместе с главными героями спектакля вспомнили «солдата, как сказали, земляка» и всё, о чём «он думал, не гадая, что он нёс в душе своей».

Озорной и лукавый, хвастливый и вместе с тем честный служивый никого не оставил равнодушным. Вместе с Тёркиным зрители смеялись, грустили, вспоминали и даже плакали. На короткое время молодые и пожилые люди «встали в строй» с простым служивым и прошагали весь фронтовой путь. Когда завершилась трансляция, зрителей ждали солдатская каша и чай. Бесплатный ужин организовали региональное отделение Российского военно-исторического общества, бизнесмены и Липецкая торгово-промышленная палата.

– Спектакль нам очень понравился, – рассказала пенсионерка Галина Руднева из Задонского района. – Последний раз я читала Твардовского ещё в школе и тогда герой воспринимался несколько иначе. Сегодня я смотрела постановку и не могла сдержать слёз, столько было трогательных и душещипательных моментов. Продолжения этого проекта мы ждать с нетерпением.

Напомним, премьера спектакля состоялась в 2015 году. Год спустя работа получила лауреатство в номинации «Ни пуха, ни пера» на фестивале «Подмосковные вечера-2016» (Мытищи), затем - главный приз на фестивале «У Троицы» (Сергиев Посад), а в прошлом году она стала участником «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры 2018».

В Липецкой области спектакль транслировался при содействии областной администрации в рамках проекта «Театральная Россия», который реализует благотворительный фонд «Мир и гармония».

Эльмира Щербакова: «Театр будет мультимедийным!»

Перед показом «Василия Тёркина» Эльмира Щербакова, председатель Совета по международному культурному сотрудничеству Ассамблеи народов Евразии, президент Благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония», генеральный продюсер проекта «Театральная Россия», и Кирилл Запорожский, актёр театра и кино, рокер, певец, встретились с журналистами в пресс-гостиной Издательского дома «Липецкая газета». Гости рассказали, видеоверсии каких спектаклей увидят липчане уже этой осенью и порассуждали о будущем театра.

– Липецкую область я знаю очень хорошо и давно дружу с вашим регионом, – рассказала Эльмира Муратбековна. – Я тут свой человек, неоднократно проводила различные мероприятия. Поэтому люблю эту землю. Думаю, для нашего проекта здесь очень благодатная почва. Ведь у вас прекрасные театры: мой любимый Липецкий академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого и замечательный елецкий «Бенефис». Когда-то даже помогала искать средства на оборудование для него. Однажды на 8 Марта привезла в Елец Игоря Верника. Когда завершился большой городской концерт, я ему говорю: «А поехали в местный театр?» Он удивился, но согласился на мою импровизацию. А в этот день у кого-то из актёров был день рождения. Мы тут же сориентировались и придумали подарок – Игоря Верника с гитарой. «Вы с Луны спустились?», – удивились ребята. «Нет, из Москвы приехали, просто любим вас и решили заскочить», – признались мы.

По словам генерального продюсера «Театральной России», она давно уже хочет записывать липецкие спектакли и транслировать их российской публике.

– Нашу идею организовать в Липецке трансляцию «Василия Тёркина» поддержал руководитель региона Игорь Артамонов. Я ему предложила пару инициатив, он одобрил. Думаю, его деловой подход станет прорывом для Липецкой области. И очень хорошо, что здесь живут замечательные люди, которые умеют ценить высокое искусство.

Эльмира Муратбековна отметила, «Театральная Россия» набирает всё большую популярность в стране.

– У истоков этого проекта стоял мой учитель Олег Павлович Табаков, – поделилась воспоминаниями Эльмира Щербакова. – До сих пор его имя значится в списках попечительского совета. Мы настаиваем: «Для нас он по-прежнему есть!» Когда институты спонсорства в нашей стране упали, а театры меньше гастролировали, он меня уговаривал: «Ты же молодая, умная, активная, придумай, как можно к этому процессу подключить современные технологии». Признаться, когда я работала в одной телекоммуникационной компании, уже немного баловалась онлайн трансляциями. Например, был случай, Игорь Бутман находился в московской студии, его оркестр – в Нижнем Новгороде, а в Интернет я дала картинку, что они вместе. Потом разработали стартап. Впервые семь лет назад в воронежском театре «Спартак» показали спектакль в прямом эфире. Правда, по сегодняшним меркам его трудно было назвать прямым. Разница во времени огромная. Для сравнения: в 2012 году – семнадцать минут, теперь это – три секунды. Можете себе представить, три секунды и сцена МХАТа перед вашими глазами.

Продюсер убеждена, «Театральная Россия» позволяет объединить культурные традиции с инновационными технологиями, делает доступными столичные спектакли для жителям не только крупных, но и малых городов.

– Наши постановки снимаются с шести камер, за счёт чего получается много крупных планов, – подчеркнула Эльмира Муратбековна. – Так достигается эффект глубокого погружения зрителя в материал. Думаю, лет через десять мы придём к тому, что онлайн формат станет новым видом искусства. Как пример - режиссёр Юрий Грымов сейчас снимает у нас спектакль «Юлий Цезарь». Из театральной постановки он хочет сделать кино, даже некий блокбастер. Мы ждём. Сьёмки продолжаются. Андрей Могучий, художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге, сделал несколько видеоверсий своих спектаклей.

Уже осенью вы увидите его лучшие работы, попасть на которые трудно даже в Северной столице – «Губернатор» по рассказу Леонида Андреева, «Алиса» по мотивам Льюиса Кэррола с несравненной Алисой Фрейндлих в главной роли, «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского, «Грозу» Александра Островского. Всё это уникальные вещи, на трансляцию которых нам удалось найти деньги. За что отдельное спасибо Министерству культуры России и лично Владимиру Мединскому.

На сегодняшний день в проекте участвуют Астраханская, Вологодская, Белгородская, Брянская, Рязанская, Тверская, Воронежская, Липецкая, Ярославская, Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Калининградская, Калужская, Тульская, Орловская, Владимирская, Смоленская, Вологодская, Омская, Оренбургская, Архангельская области, а также Пермский, Краснодарский и Ставропольский края, Республики Башкортостан и Татарстан, Чувашская республика.

– С некоторыми регионами мы пока не можем запустить «Театральную Россию» из-за разницы часовых поясов, – пояснила Эльмира Щербакова. – Но это вопрос времени. Технологии стремительно развиваются и то, что было невозможно ещё вчера, сегодня - обычное дело. Почему мы показываем записи в основном в кинотеатрах? Да потому что все видеоверсии сняты и транслируются в HD- качестве. Только в этом случае достигается хорошая картинка и звук. Последнее особенно важно. Ведь иногда актёры говорят громко, приходится указывать специалистам кинотеатра на эти особенности.

По мнению Эльмиры Муратбековны, проникновение современных технологий в театр неизбежно, но этого не стоит бояться. Голография, проекционные экраны гармонично встраиваются в постановки и только оживляют их.

– Как будет развиваться театр через двадцать лет? – задумалась продюсер. – Полагаю, в сторону постановок на нескольких языках. Открою вам небольшой секрет, мы уже готовим такой проект. Безусловно, театр станет мультимедийным, все самые современные технологии уже задействованы в спектаклях. Недавно мы обсуждали эту тему с Андреем Могучим. Он считает, что зрителю понадобятся альтернативные варианты финала. Публика сама будет конструировать концовку в соавторстве с режиссёром. Однако традиционный театр не умрёт, просто у него появятся новые формы. Вспомните, когда-то рок-опера «Юнона и Авось» Марка Захарова тоже была новаторством, а теперь классика «Ленкома».

Как считает продюсер проекта, пугать должно не присутствие современных технологий в театре, а отсутствие в нём молодёжи.

– Я вижу, как резко упала театральная культура молодых людей, – сетует Эльмира Щербакова. – Дети и подростки мало интересуются театром, не знают элементарных вещей: что такое антракт, бельэтаж… А между тем для детей делают прекрасные спектакли. В нашей коллекции записи более ста постановок. Здесь и театр «Карамболь», и театр «Зазеркалье». Чтобы исправить ситуацию, приходится тоже придумывать стимулирующие акции.

Мы делали для детей открытый урок – сначала спектакль смотрели, а потом писали сочинение. Десять лучших авторов пригласили в Москву на спектакли. Хочу, чтобы эта история получила продолжение. Потому что театр способен показать и красоту русского языка, и глубину произведения. В книге можно механически прочитать текст, не особо вдумываясь в слова, но постановка расставляет акценты. В результате даже в знакомом тексте находишь открытия.

Так после спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин», я вдруг поняла, что означала фраза «Татьяна, русская душою…» Оказывается, она говорила только по-французски. Я тут же позвонила Туминасу и всё рассказала. Он так смеялся: «Не зря создал спектакль!» Похожая история была и с постановкой «Три сестры». Практически наизусть знаю пьесу, но вновь и вновь удивляюсь. Ведь каждый режиссёр по-своему расставляет акценты. У меня есть мечта, сделать такой маркетинговый ход и в один месяц показать три разных спектакля «Три сестры». Ведь Лев Додин в своей работе препарирует женскую душу, Галина Волчек демонстрирует, что сёстры деградируют и сами себя опускают глубже в яму. «В Москву! В Москву!» – говорят они и остаются на месте. А Сергей Женовач делает так, что ты смотришь спектакль и веришь, они уедут.

По мнению Кирилла Запорожского, в театр можно и нужно привлекать только личным примером.

– Проектов, подобных «Театральной России», должно быть как можно больше, – подчеркнул актёр. –Чтобы театральную культуру приняли дети, театру нужно идти в школы и детские сады. И с малолетства погружать девочек и мальчиков в высококачественный, правдивый информационный поток, чтобы в будущем они не утонули и не запутались в море чужих интерпретаций.

Источник: ЛГ: итоги недели