Правды нынче не надо

Правды нынче не надо

Грядет 200-летие со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, которое отметят 9 ноября этого года.

План празднования солидного юбилея включает более пятидесяти событий и одно из них уже стартовало – в Театре имени Вл. Маяковского показали спектакль «Тургенев. Сегодня!», посвященный классику отечественной литературы.

Постановка режиссера Глеба Черепанова представляет собой своего рода коллаж, составленный из фрагментов биографии писателя, отрывков из писем, дневников, воспоминаний его современников, фрагментов его произведений. Все это писательское наследие подано не только в традиционной игре актеров, но и с привлечением современных средств – анимации, онлайн-опроса участников спектакля, графики, появляющихся на мониторе, расположенном на стене выше сцены в правом углу. Не сказать, что эти приемы новаторские, но все же такая манера подачи драматургического материала хоть и разнообразит постановку, однако не является откровением.

Спектакль разбит на главы, первая из которых посвящена детским годам писателя, где маленький Ваня в деревне Лутовиново по утрам слушает пение зябликов, жалеет крепостных, пытаясь защитить их от своей матушки-тиранки, в глазах которой любая провинность хоть крестьян, хоть сына становится жесточайшим преступлением, за которое надо непременно «высечь!» Житейская философия деспотичной помещицы Варвары Петровны (Любовь Руденко), уверенной, что без помещиков у России нет будущего, отражена в хорошо всем нам известной фразе «Русским крестьянам нужен железный кулак». Детство переходит во взрослость, и в главе «Первая любовь» Тургенев-юноша, испытав это чувство, подводит невеселый итог: «Я понял, что любовь, которой я жаждал, не всегда отрада». Эту «отраду» он испытал только с оперной певицей Полиной Виардо, которая, как он признается, ему снилась задолго до встречи с ней. Актриса Джульетта Геринг в этой роли все время картинно демонстрирует на сцене влюбленность своей героини, из-за чего поверить в то, что чувство певицы к Тургеневу глубоко и подлинно, нет никакой возможности. Да и скромного дарования актер Анатолий Руденко, исполнитель главной роли, не менее картинен, бесконечно изображая лирически-возвышенное состояние своего персонажа, в любую секунду готового разразиться торжественной речью.
Ну а его первые писательские опыты доверено оценить уже маститым литераторам – Некрасову, Достоевскому, Гоголю, Фету, которые, слегка покритиковав, принимают его в свои ряды: «Наш!» Этих персонажей зрителю предложено увидеть не «вживую», а нарисованными на картоне во весь рост, а то и больше, спускающимися откуда-то с потолка и произносящими свои реплики в ернической манере, которая особенно удается «певцу печальной женской доли, высоких подвигов и жен, и дочерей». Вообще, кроме этих картонных властителей дум, на сцене много чего нарисованного. Скажем, вполне бутафорски выглядит чаепитие мужиков в доме зажиточного Хоря, когда к тому приходит кроткий Калиныч, с изображенными на длинном куске материи самоваром с чашками и плюшками. При этом, «употребляя» угощение, гости натурально причмокивают и даже похрюкивают – вроде как смешно.

Из произведений писателя в спектакле использованы не только высоко оцененный картонным Белинским рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника», а также повести «Первая любовь» и «Ася», пьеса «Месяц в деревне», роман «Дворянское гнездо» и, разумеется, хрестоматийные «Отцы и дети», включенные в школьную программу. Недаром в онлайн-опросе его участники называют «Муму» и этот роман, в котором писатель куда современнее нынешних законодателей литературной моды, поставив вопрос не только поколенческих и сословных конфликтов, но – что важнее – мировоззренческих. В этом смысле отсылка к «Отцам и детям» могла бы стать чрезвычайно актуальной, что и ожидали зрители. Однако в спектакле ограничились комическими куплетами «нигилистов» про ретроградов: «Ретроград, твое время прошло, бери гитару, езжай в село», да случайно брошенной репликой эпизодического персонажа «Правды нынче не надо». Этого правила и придерживается спектакль, получившийся веселым и беззаботным.

Деловая Трибуна: http://newtribuna.ru/news/2018/02/22/80889/