История классика. «Муму» сегодня не читают

К 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева на Основной сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского прошла премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!»

12 марта постановка, созданная в рамках федерального проекта «Театральная Россия», отправляется в путешествие по городам страны. Первым в большом турне по югу, северу, Уралу и Центральной России будет Липецк.

Министр культуры России Владимир Мединский перед вступительным словом на премьере поинтересовался, сколько мест в Театре Маяковского. И когда услышал, что 800, заметил: — Зал полон. Публике интересно посмотреть спектакль о нашем классике. Тургенев был не только великим писателем, но и ярким, разносторонним человеком. В этой постановке Тургенев представлен и как писатель, и как гражданин, и как общественный деятель.

«Тургенев. Сегодня!» начинается достаточно оригинально — с признания артистов, занятых в постановке, да и режиссера Глеба Черепанова о том, что из Тургенева «читали только «Муму», но знают, кто такой нигилист Базаров».

Такие слова звучали с экрана, установленного на сцене. О пробеле в своем образовании без угрызений совести говорили молодые артисты, подтверждая современную аксиому о том, что «молодежь в наш век ничего не читает».

Но ведь из первоисточника — романа Ивана Тургенева — известно, что и в XIX веке читали только то, что нужно для профессии. И в финале спектакля писатель, беседуя с дочерью Пелагеей (Василиса Кузьмина), с болью в сердце восклицает: «Жаль, что ты не любишь природу, поэзию и между нами нет взаимопонимания». Конфликт «отцов и детей» красной нитью проходит через весь спектакль. Мать Тургенева — Варвару Петровну — играет актриса театра Любовь Руденко.

В роли самого классика русской литературы Анатолий Руденко — ее сын. Он единственный из команды, кто читал тургеневские произведения в детстве, и причем не только «Муму».

Руденко из потомственной театральной семьи, бабушка — актриса Дина Солдатова — большая поклонница творчества Тургенева и, несмотря на свой преклонный возраст, пришла на премьеру.

— Это вовсе не шутка, что сегодня молодые актеры не знаю и не читают Тургенева, — не скрывает своего негодования после спектакля Любовь Руденко. — В годы моей молодости не знать этого классика русской литературы, а тем более актерам, было стыдно! Я училась у великого педагога Андрея Александровича Гончарова, и все мои однокурсники знали Тургенева едва ли не наизусть.

Впрочем, подобное обстоятельство в какой-то степени даже положительно сказалось на новой постановке. Современные актеры показали литературное окружение Тургенева иронично. Некрасов, Белинский, Гоголь представлены в спектакле карикатурно. Для этого используются картонные головы-шаржи.

Но сам Тургенев в постановке — положительный персонаж. Да, у него были серьезные размолвки с современниками — включая и Льва Толстого, но что касается литературы, его не в чем упрекнуть.

В свое время он получал и самые высокие гонорары среди отечественных авторов, написал правдивый некролог на смерть Николая Гоголя, из-за чего попал в немилость к государю.

В спектакле Тургенев произнесет: «Благодаря смелости своих книг в дар я получил любовь к Полине Виардо». История этих необыкновенных взаимоотношений показана в спектакле как житейская драма. Есть и сцены ревности писателя к Виардо, показано и женское жеманство Полины. Эта платоническая любовь Тургенева сегодня представляется мещанской. Но в спектакле нет глумления над ней — это, скорее, насмешка над чувствами, которые не поддаются логике.

Не просматривается в постановке и попытка представить зрителю портрет «тургеневской девушки». Совсем, видно, старомодная история! Нет сейчас таких барышень, зато нигилистов — тьма. Правда, нынешние Базаровы не умирают, спасая людей от эпидемий. Они лишь вызывающе ведут себя на стадионах во время музыкальных концертов, и пользы обществу от них — ноль.

В свое время Иван Тургенев считался аристократом духа. Сегодня даже само это понятие у многих вызывает улыбку. Но над историей собачки крепостного Герасима мы все равно плачем по сей день.

По крайней мере в этом признавались артисты, задействованные в новой работе театра. А это в искусстве, наверное, главное — вызывать у людей сострадание.